Национальная Ассоциация Комплаенс

Основные понятия комплаенс менеджмента

Комплаенс – это реальная система защиты бизнеса и его акционеров от внешней коррупции, а также от злоупотреблений и неэффективного управления организацией со стороны ее топ-менеджеров.

Основные понятия комплаенс менеджмента:

  • Комплаенс (в узком смысле слова) – это соответствие деятельности организации любой формы собственности антикоррупционному законодательству.
  • Комплаенс (в широком смысле слова) обозначает соответствие нормам закона, регулятивным установленным правилам и стандартам.
  • Комплаенс Аудит – это регулярная проверка соответствия деятельности организации законодательству, регулятивным установленным правилам и стандартам.

Объектами Комплаенс Аудита, как правило, являются государственные организации, региональные правительства и муниципальные власти, а также организации и учреждения, расходующие государственные средства, государственные предприятия и компании, в которых государство имеет контрольный пакет, а также организации и предприятия любой формы собственности, взаимодействующие с госорганами и государственными служащими.

Цель Комплаенс Аудита – выявление нарушений законодательства при формировании и использовании как государственных средств, средств организаций различной формы собственности и так и фактов коррупции по отношению к госслужащим и должностным лицам других организаций.

В связи с интеграционными процессами в мировом сообществе значение программ комплаенса возрастает с ужесточением мер по соблюдению Закона США «О борьбе с коррупцией в международной деятельности» 1977 года (FCPA) и Закона Великобритании «О взяточничестве» (закон Великобритании от апреля 2010 года, вступил в силу с 01 июля 2011 года). Существует практика привлечения к ответственности компаний с мировыми именами за нарушение указанного законодательства.

Актуальность зарубежного законодательства и норм комплаенс для российских организаций обусловлена прежде всего тем, что эти положения порождают систему требований иностранных лиц из бизнес сообщества и служащих государственных органов иностранных государств к своим контрагентам, например, в России.

Согласно данным требованиям предписывается тщательная проверка всех организаций и лиц, которые в соответствии с договорами выполняют деятельность для иностранной компании (субъекта указанных законов). Эти проверки и мониторинг действий контрагентов и лиц, с которыми ведутся деловые отношения, предусматривают оценку степени подверженности рискам взяточничества от имени лица, связанного с иностранной компанией, а также наличия у контрагента системы мер, направленных на борьбу с коррупцией.

Рассматриваются риски коррупции при контактах с государственными органами, при вознаграждении за ускорение процедур, лицензировании, при государственных закупках, организации тендеров, деятельности совместных предприятий, дочерних организаций, в правоохранительной сфере и судебных органах, расходовании представительских средств в целях взятки и многие другие случаи, вытекающие из смысла указанных нормативных актов о борьбе с коррупцией и взяточничеством.

Неблагоприятные последствия для организаций, уличенных в нарушении указанных законов выражаются в следующем:

  • потеря международной деловой репутации;
  • штрафные санкции для лиц, осуществляющих деятельность на территориях и сфере, подпадающих под их действие, а также в ограничении деловых контактов со стороны бизнес сообщества с такими организациями из черного списка;
  • потеря инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов.